Почему «взрыв» социальных медиа в России ― это «зелёный свет» для западного бизнеса, но предупреждающий «жёлтый» для российского?

Даллас Лоуренс (Dallas Lawrence), руководитель направления цифровых технологий компании «Burson-Marsteller» ― одной из ведущих мировых компаний в области социологических исследований ― поделился мнением о том, насколько глубоко социальные сети (и прежде всего ― блоги) проникли в российское общество, и какие перспективы могут ожидать Рунет в ближайшем будущем для западного и отечественного бизнеса.

Почти через сто лет после Октябрьского переворота 1917 года, превратившего страну в «социалистический лагерь», новое поколение россиян начинает выходить из-за «железного медиа-занавеса», активно вливаясь в глобальной интернет-рынок. Миллионы молодых россиян в возрасте от 18 до 27 лет ― самое активное ядро пользователей, совершенно новое поколение граждан, постоянно присутствующих в социальных сетях. Они общаются в блогах и в Твиттере, «лайкают» в Фейсбуке и публикуют свои фотографии на сервисе «Вконтакте». Они не представляют свою жизнь без электронной почты и скайпа, и дни напролёт не вылезают из тематических интернет-сообществ. Всего лишь за одно поколение представление о России на западе резко изменилось.

Социальные медиа в России: пробуждение

Почти каждый показатель «погружённости» россиян в блоги и социальные сети впечатляет: эти цифры сильно отличаются от аналогичных показателей других стран. Фактически можно говорить о «новой волне» возможностей и для бизнеса, и для общественной жизни.

За первые 4 месяца после запуска сети «Фейсбук» в России общая активность использования этого сервиса возросла на 376%. Сегодня более 4 500 000 россиян и русскоязычных жителей других стран регулярно пользуются этой сетью.

Почти три четверти тех, кто перешёл с платформы «Вконтакте» на Фейсбук ― это молодые люди и девушки в возрасте до 27 лет, которые ищут новые пути общения с друзьями, новые способы поиска информации об интересующих торговых марках, знаменитостях и политиках. Они активно используют Твиттер: с 2010 года русскоязычный сегмент этой социальной сети увеличился втрое.

Поскольку почти 80% населения России владеет мобильными устройствами, использование смартфонов меняет сам стиль общения между людьми ― в том числе в бизнесе и во власти. По данным агентства Nielsen, россияне в возрасте до 24 лет ― третья по величине в мире аудитория пользователей, использующих мобильные технологии, уступающая лишь Китаю иСША.

Этот процесс очень интересен: «революция блогов и социальных сетей» приводит к изменениям не только внешним, но и внутренним. Общество начинает меняться.

По данным агентства Comscore, проводившего исследования летом этого года, россияне ― самые активные участники социальных сетей в сравнении со всеми прочими странами. Русскоговорящие пользователи гораздо больше социализированы, чем кто-либо ещё на нашей планете.

В 2010 году российские пользователи провели в среднем в два раза больше времени в социальных сетях, чем их зарубежные коллеги ― всего почти по 10 часов в месяц. Сегодня этот показатель составляет около 10,2 часов в месяц ― почти вдвое больше, чем проводит на сайтах социальных сетей средний американец.

Твиттеру в России также удалось избежать того спада, который постиг эту социальную сеть в США. Приблизительно 60% россиян ежедневно используют Яндекс, чтобы читать твиты популярных политиков и прочих знаменитостей. Российский президент, прославившийся своими неожиданными откровенностями, считается одним из самых известных обладателй твиттер-аккаунта: его читают более 500 000 фолловеров.

Чем эта ситуация полезна и чем вредна для брендов?

Итак, что же всё это значит для будущего России? Так же, как и в США, западные компании, которые своевременно начали продвижение в российских блогах и других социальных сетях, серьёзно укрепили свои позиции во взаимодействии с целевой аудиторией ― особенно в первые полтора года.

Однако многие компании так и не смогли выйти за рамки онлайн-общения и конвертировать трафик в «живых» клиентов. Причина проста: российские веб-специалисты (разработчики, службы поддержки, менеджеры и др.) в целом не в состоянии строить долгосрочные отношения с пользователями и потенциальными покупателями. Они ничего не вкладывают в развитие подлинной системы бизнес-ценностей, необходимой для полноценного использования социальных сетей, упрощая и формализуя её.

Главной проблемой коммерческих фирм и государственных предприятий остаётся «односторонняя связь» с клиентами, при которой жалобы, замечания, предложения, критика и даже полезные советы часто остаются неуслышанными.

Недавно проведённое исследование «Global Fortune 100» показало, что отдельные успешные западные компании уже преодолели эти барьеры и начали полноценную работу в социальных медиа. Если российские предприниматели хотят обрести работающее конкурентное преимущество, чтобы привлечь новое поколение потребителей, они должны как можно быстрее уйти от консервативной стратегии.

По мотивам: «Why Russia’s Social Media Boom Is Big News for Business» (англ.)

P.S. Ещё немного полезной информации по теме ― 7 шагов по созданию блога для коммерческой компании. Фактически руководство к действию!

Автор: