Блогун: реклама в блогах запрещена!

Блогосферу в последнее время будоражит. Владельцы веб-сервисов открыто требуют: блоггер, помещающий платную рекламу в дневник, должен оставить специальную запись о своём коммерческом интересе. Однако обязан ли пользователь выполнять такое условие? И что будет, если он этого не сделает?

Ситуацию прокомментировал известный автор, имеющий опыт судебных споров, связанных с защитой информации в Сети.

«Если описать ситуацию вкратце, — сказал он, — то блоггер, конечно, — самое бесправное существо в Рунете.

Правила его поведения определяются только владельцем ресурса, и никем другим. Например, на сайте «XYZ-journal.ru» мы можем обязать блоггеров всегда писать букву «ё», а на сайте «ZYХ-journal.ru» — категорически запретить её под страхом пожизненного аннулирования аккаунта. И то, и другое будет совершенно законно, если блоггер при регистрации одобрит пользовательское соглашение.

Это можно было бы назвать «цивилизованным подходом», если бы абсолютное большинство блоггеров не было вынуждено соглашаться с совершенно кабальными условиями. Почитайте внимательно пользовательские соглашения крупнейших блогохостингов. Сразу же, при регистрации, пользователю категорически запрещают использовать блог для переадресации на другие сайты, размещения материалов агитационного характера или антирекламы.

В гражданском праве смысл любого термина уточняется сотнями научных работ и судебных решений. Здесь, наоборот, никто не знает, что именно подразумевает собственник сайта, например, под той же «антирекламой» или «агитацией».

Блоггеру понравился фильм и он разместил ссылку на сайт кинотеатра? Наступило лето, и он рекомендует купить кондиционер любимой фирмы? Описывает плохой сервис в известном ресторане? Результат един. На шее абсолютно всех блоггеров затянута петля. Владелец ресурса имеет полное право в любую минуту удалить практически любой блог: 99,9% пользователей через пару недель после регистрации становятся нарушителями правил работы с сервисом.

К сожалению, презумпция невиновности здесь мертва. Попробуйте доказать, что режиссёр фильма не заплатил вам денег за положительную рецензию. Обращаться в суд бессмысленно: ведь вы отметили пункт «согласен с условиями пользовательского соглашения».

В такой ситуации очень странно выглядит призыв к блоггерам как-либо обозначать свои рекламные посты. Выходит, пользователь сам, своей рукой должен многократно увеличить риск собственного наказания. «Это было бы смешно, если бы не было так грустно».

Где выход?

Полагаю, владельцы блогохостингов должны первыми сделать шаг навстречу блоггерам. И уже делают: например, известный член совета директоров компании SUP — собственника Livejournal — недавно сообщил в своём онлайн-дневнике, что блоггер теоретически может согласовать размещение рекламы.

Но до тех пор, пока в пользовательских соглашениях отсутствуют подробные грамотные уточнения терминов — что считается рекламой, а что — нет, прямое упоминание о монетизации своего блога равносильно виртуальному самоубийству.

Некоторые собственники веб-сервисов идут по пути «наименьшего сопротивления» и совсем блокируют платную рекламу, размещаемую с помощью специальных сервисов. Это — недальновидность. Никакие технические средства в ближайшем будущем не смогут воспрепятствовать десяткам миллионов блоггеров делиться друг с другом информацией о товарах, услугах и сервисах.

Более того: в апреле Россия обрела позорный статус мирового лидера по темпам увольнений — сегодня у нас больше 2 миллионов только официально учтённых безработных. Среднестатистические блоггеры — молодые люди, студенты, — часто ищут любой способ подзаработать на жизнь. Даже Президент выразил уверенность, что Сеть станет одним из источников дополнительного дохода соотечественников в период кризиса.

В этой ситуации владельцам блогохостингов следовало бы, наоборот, поддерживать рекламные сервисы, подобные «Блогуну», и прежде всего гарантировать неприкосновенность блогов, в которых размещается платная реклама».

Автор:

Поделиться публикацией: