Blogun_53

После новогодних праздников тянет обстоятельно порассуждать о чём-нибудь серьёзном. Пока заказчики не вернулись с европейских горных курортов и не нагрузили кучей новой работы — вспомните-ка, о чём говорила русскоязычная блогосфера всего пару месяцев назад — в ноябре-октябре ушедшего года.

Припоминаете? С 1 декабря 2009 года в США вступила в силу новая редакция Положений Федеральной торговой комиссии (FTC), регулирующих использование в рекламе разного рода положительных утверждений («Guides Concerning the Use of Endorsements and Testimonials in Advertising»).

Внезапно поползли слухи о том, что за отсутствие в блоге предупреждения о размещении рекламных постов каждый владелец дневника будет штрафоваться то ли на 11, то ли на 16 тысяч долларов. Некоторые отечественные блоггеры привычно посчитали, что паника — единственный способ избежать проблемы. Но, к моему сожалению, волна бурных обсуждений совершенно по-российски превратилась в неподвижное болотце безразличия.

В Сети промелькнули два-три предположения, пара неуклюжих переводов — и в этом году никто даже не пытается размышлять о том, в какую сторону движется американское законодательство (а за ним, пусть даже ещё очень далеко, на горизонте, — и наше), устанавливающее порядок размещения рекламы в блогах. Неужели ни один из владельцев двадцати тысяч блогов, зарегистрированных в «Блогуне», не сделал попытки заглянуть в будущее?

Как бы там ни было, я посвятил первую неделю наступившего года, вооружившись онлайн-переводчиком, изучению первоисточников: пресс-релиза FTC и собственно текста Положений («Guides»), составляющего, ни много ни мало, почти сотню страниц. Ну и освежил в памяти наш Закон «О рекламе».

И выяснил три интересных обстоятельства.

Во-первых, Положения FTC не имеют силы закона. Федеральная торговая комиссия в своём пресс-релизе, выпущенном в октябре 2009 года, отметила открытым текстом: Положения — не общеобязательные нормы. Их нарушение не влечёт уголовной или административной ответственности, а является лишь поводом для направления претензии. Работа Комиссии направлена прежде всего на профилактику, исключение из деловой практики мошенничества и обмана. Её цель — сделать так, чтобы реклама помогала потребителю осознанно сделать правильный выбор.

Во-вторых, текст Положений относится не к блоггерам, а к рекламодателям. FTC настаивает на том, что именно рекламодатели, поручающие блоггеру разместить в дневнике платную рекламу, обязаны контролировать соблюдение интересов целевой аудитории. Заместитель руководителя Федеральной торговой комиссии Ричард Клиланд объяснил в одном из интервью: «…мы возбуждали такие дела, но не в отношении распространителя информации, а против стоящего за этим рекламодателя. Если люди думают, что Комиссия предъявит претензию на одиннадцать тысяч долларов из-за того, что они не написали о бесплатно полученной упаковке памперсов, то они ошибаются. Этого не случится ни сейчас, ни в будущем…»

В-третьих — американские нормы, даже переведённые на русский язык, абсолютно неприменимы в России. Всемирная паутина у нас похожа на космическую чёрную дыру. Слово «Интернет» упоминается в Законе «О рекламе» ровно 2 раза — почему-то в статьях, посвящённых рекламе долевого строительства.
Уровень «компетентности» депутатов Государственной Думы в вопросах интернет-рекламы вызывает нервный смех. Например, в проекте Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предлагается запретить на российской территории показ в Сети «элементов секса, стриптиза», порнографических фильмов и сцен насилия… ежедневно с 12 до 18 часов. Затрудняюсь комментировать механизм исполнения такого запрета.

Вывод из этих фактов следует простой: россиянин может размещать рекламу в блогах, как бог на душу положит, ещё долгие годы. Надеюсь, что не десятилетия. Уголовный и административный кодексы ещё не снизошли до таких тонкостей, как содержание оплаченных ссылок в интернет-дневниках (за исключением, пожалуй, прямой клеветы, оскорблений и, как говорят юристы, «очевидных признаков приготовления к преступлению»)

Однако не стоит забывать, что закон — это прежде всего устоявшиеся взаимные отношения людей. В блогосфере, соответственно, — отношения блоггеров и читателей. То, что сегодня — всего лишь модель поведения, завтра обязательно станет юридической нормой.

Я частенько вспоминаю надпись, выбитую (по легенде) на фронтоне дворца римского императора Марка Аврелия Севера Александра: «Quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris» — «чего не желаешь себе, никогда не делай другому». Сомнительная реклама в блоге и заведомый обман читателя — всё-таки, по моему мнению, не самый удачный способ попасть в правовое государство с законодательством, защищающим интересы блоггера.

Добросовестность — вот верный путь к успеху и в личных, и в финансовых делах. И в блоггинге.

Автор: